
Для США фактором переосмысления роли фундаментальной науки в общественном развитии был запуск советского искусственного спутника Земли (1957 г.). Именно тогда, руководствуясь поначалу соображениями военно-политического характера, американское государство резко увеличило ассигнования на научные исследования.
Государственные ведомства США стали финансовыми спонсорами и потребителями многих выдающихся открытий и технологических нововведений. Например, ВВС США спонсировали разработку и производство первых интегральных схем (1961 г.), которые начали производиться компаниями «Тексас Инструменте» и «Фейрчайлд».
Первыми потребителями этой продукции стали Министерство обороны и НАСА. Первые компьютеры создавались по заказу Министерства обороны в 1946—1951 гг. Масштабные научные проекты по созданию атомного оружия, ракетных технологий, высадке человека на Луне, создание Интернета также финансировались государственными ведомствами — Министерством энергетики, НАСА, Министерством обороны.
Расходы на НИОКР в США с середины 50-х годов до середины 60-х годов возросли с 1,5% ВВП до почти 2,9% ВВП (рекордный, в дальнейшем не достигнутый уровень). Именно в этот период роль федеральных ассигнований на науку в общих расходах на исследования и разработки достигла своего максимума — почти 2% ВВП! Доля федеральных ассигнований на НИОКР впервые опустилась ниже 50% совокупных расходов в 1979 г., достигнув минимального уровня 24,9% в 2000 г. В первое десятилетие XXI в. доля федеральных расходов вновь начала расти, достигнув показателя 30%.
Такого рода динамика ассигнований на науку в целом и ролью в них государства была обусловлена рядом причин. Главным, как представляется, было стремление обеспечить США стратегические преимущества на ключевых направлениях НТР в условиях обострившейся международной экономической и научно-технической конкуренции, а также, в немалой степени, задачами военного противостояния с СССР.