Высокий уровень развития американского образования отнюдь не означает отсутствия проблем. Еще в 1983 г. в США был опубликован доклад группы экспертов, название которого звучало весьма тревожно — «Нация в опасности». Доклад, который был посвящен серьезным проблемам американской системы образования и констатировал существенное отставание США по ряду ключевых направлений его развития, привлек большое внимание, как общественности, так и правительства, стал своего рода катализатором более активных действий общества и государства по улучшению положения в данной сфере.
Особое внимание было обращено на среднее образование, его качество. Например, по оценкам экспертов, выпускники японских школ превосходят по знаниям своих американских сверстников примерно на четыре года обучения. Многие выпускники демонстрируют весьма слабый уровень подготовки: 28% опрошенных школьников не смогли правильно передать содержание прочитанного текста, 10% — грамотно изложить письменно заданный текст. Особенно низок уровень знаний школьников в области естественных наук и математики.
За 80-е и 90-е гг. XX в. произошел прогресс по ряду конкретных показателей, особенно в тех областях образования, где США отставали от других стран. Так, в средней школе стало уделяться гораздо больше внимания преподаванию математики и естественнонаучных дисциплин — объем предоставляемого ими материала возрос на 49 и 33% соответственно.
Заметно увеличилась доля молодых людей в возрасте 18—24 лет, поступивших по окончании средней школы в колледжи и университеты — с 49% в 1980 г. до 63% в 2003 г., т.е. более чем на 23%, что говорит о возросшем качестве школьного образования. В целом можно констатировать достаточно динамичный процесс трансформации среднего образования страны, включающий как техническое переоснащение учебных заведений, так и совершенствование самого содержания обучения.
Главное направление школьной реформы 90-х гг. — улучшение качества образования, которое, по мнению специалистов, является ключом к повышению конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики, определяет ее положение в современном мире.
Центральное место отводится совершенствованию подготовки педагогических кадров (прежде всего учителей), изменению содержания образования в сторону расширения академической части и сокращения узкопрофессиональной подготовки, повышению технической оснащенности школ на базе современной информационной техники и прежде всего компьютеров.
Хотя процесс внедрения технических новшеств в образование протекает в целом медленнее, чем в сфере материального производства и в сфере потребления, данные о техническом переоснащении средних школ весьма впечатляющи. В 2005—2006 учебном году в средних и начальных школах США насчитывалось более 14,2 млн. компьютеров, в то время как в 1984—1985 учебном году их было лишь 631 тыс.
При некоторых различиях в оснащенности ЭВМ по разным регионам страны в среднем в американской школе один компьютер приходится на четверых учеников. В 2007 г. 100% государственных школ страны были оборудованы доступом в Интернет, при этом 95% школ обладают высокоскоростным или беспроводным доступом в Интернет.
Предусмотрены разработка и распространение удобного программного обеспечения, подготовка учителей к эффективному использованию новых технологий.
В то же время сделать в этой области предстоит еще немало, особенно для детей из семей с низкими доходами. Так, семьи с доходами свыше 75 тыс. долл. в год располагали компьютерами и были подключены к Интернету в 5 раз чаще, чем семьи с доходами ниже 10 тыс. долл.