Хотя люди с выдающимися способностями прославлялись веками, слово «одаренный» в образовательном смысле употребляется сравнительно недавно. В конце XIX века, доктор Уильям Т. Харрис (Dr. William T. Harris), школьный инспектор из Сент-Луиса, обсуждал план поддержки одаренных учащихся США, для того, чтобы у них была более сложная работа, и чтобы они не попали в «сети лени».
В начале ХХ века, в таких публикациях, как «Классы для одаренных детей: экспериментальное исследование метода и обучения» и «Классные проблемы в образовании одаренных детей», использовался термин «одаренный» для описания учеников, способных работать по программе быстрее и чья работа в определенной степени отличалась от работы среднего ученика.
Затем, в 1921 году, Льюис Терман (Lewis Terman) начал свое известное исследование одаренности. Он верил, что воспитание и обучение детей с отклонениями от нормы в академическом плане было существенным для будущего страны. Он употребил термин «гений» в заголовке своей книги, но позже обращался к субъектам своего исследования как «одаренные», что и ввело этот ярлык в американском образовательном словаре. Достижения в образовании и психологии добавили эмпирическую и научную убедительность в сферу образования одаренных детей.
Ранние исследования одаренности в 20-30-х гг. развились из исследований по вопросам умственной наследственности, субнормальных (с развитием ниже нормального) детей, разработки инструментов для определения детей как с развитием ниже нормального, так и одаренных, и из осознания, что школы с разделением на классы не могут адекватно отвечать потребностям всех детей. Пионеры, такие как Льюис Терман и Лета Голингворт (Leta Hollingworth), возглавили движение и осуществили первые широко обнародованные научные исследования по вопросам одаренности учащихся.
Сфера образования одаренных детей продолжала развиваться в основном в ответ на потребности страны, особенно после запуска Советским Союзом спутника в конце 50-х. Следующие законодательные усилия федерального правительства, в начале 70-х, вернули сложную ситуацию с одаренными учащимися в поле всеобщего внимания.
К концу ХХ в. федеральные денежные суммы выделены под «Закон Джейкоба Джевитса об образовании талантливых учеников» финансировали такие организации как Национальный исследовательский центр по вопросам одаренных и талантливых детей (the National Research Center on the Gifted and Talented), предоставляли гранты на исследования и составление программ для одаренных учеников.
Такие доклады как «Нация в опасности» (A Nation at Risk, 1983) и «Национальная совершенство: аргументация для развития американских талантов», изданные федеральным правительством, выделили упущенные возможности для определения и предоставления услуг одаренным ученикам на национальном уровне.
В свою очередь был объявлен призыв для дополнительного исследования и создания программ в данной сфере. Выпуск национальных стандартов Национальной ассоциацией одаренных детей также помог утвердить цель этой сферы и обеспечить школьные округа по всей стране набором условий для создания программ.
Опубликованный в 2004 году доклад «Обманутая нация» (A Nation Deceived) сообщил о преимуществах акселерации для одаренных детей, которая показала неспособность Америки должным образом отвечать потребностям ее способных учащихся, несмотря на огромное количество исследований, проводимых в поддержку акселерации.
С целью повышения осознания потребностей одаренных детей и влияния на политику, которую проводит Конгресс, Национальная Ассоциация США создала «Сеть актов законодательной власти» (Legislative Action Network), которая помогает всем, неравнодушным к проблемам одаренных детей, обратиться к федеральным законодателям. Общая цель поддержки Национальной Ассоциации сосредоточивается на усилении федеральной образовательной политики в ряде ключевых областей деятельности, таких как программы подготовки учителя; подотчетность; разнообразие и равенство в преимуществах, поддержка «Закона Джейкоба Джевитса об образовании талантливых учеников».
Почти все решения об образовании одаренных детей принимаются на уровне штата и на местах. Хотя многие из школьных округов признают, что одаренные и талантливые ученики - это индивидуальности с уникальными потребностями, а законы штата, местная политика и доступное финансирование отличаются значительно, и результатом этого является несоответствие предоставления услуг между школьными округами.
XXI век представляет новую эру с безграничными возможностями и «Национальная Ассоциация одаренных детей США» надеется, что будущее одаренных и талантливых детей станет национальным приоритетом.