
Профессорско-преподавательский состав Гарварда — один из самых сильных в стране. Достаточно сказать, что 43 профессора университета в разное время были удостоены Нобелевских премий. В штате университета 2497 профессоров и преподавателей (немедицинского профиля) и 10 674 профессора, преподавателя и сотрудника медицинских школ (в том числе и тех, кто ведет медицинскую практику в университетских госпиталях). Соотношение студентов и преподавателей в университете составляет 7:1, т.е. у преподавателей есть возможность уделять студентом немало внимания, в том числе и на индивидуальных консультациях, на «офисных часах», которые каждый преподаватель проводит обычно два раза в неделю.
Кроме того, в университете работают еще 12 345 административных и вспомогательных сотрудников. Таким образом, общее число преподавателей и сотрудников заметно превышает число студентов. В Гарварде весьма высока доля профессоров, находящихся на постоянном контракте (их более 900 человек); это, как правило, наиболее уважаемые ученые, имеющие немало заслуг в науке и перед университетом. Остальные профессора и преподаватели работают по контракту, заключаемому обычно на один год, три года и пять лет.
Учебный процесс в Гарварде строится в соответствии с традициями лучших американских исследовательских университетов. Преподаватели обычно сами решают, как им организовать занятия со студентами. В обучении отсутствует (за редкими исключениями) четкое разделение на лекционные и семинарские занятия.
В ходе одного занятия, длящегося, как правило, три академических часа (один час — 50 мин), преподаватель практикует различные формы обучения — собственные презентации, доклады студентов, деловые игры, свободное обсуждение темы, ответы на вопросы. Итоговые оценки за проведенный курс также основываются на подходах конкретного преподавателя, но обычно включают оценку за письменный экзамен, за письменную работу на заданную тему (курсовую), за устную презентацию на заданную тему, за участие в дискуссиях на занятиях, за посещаемость.
Чтобы получить диплом бакалавра по соответствующей специальности, студенту необходимо набрать требуемое количество зачетных баллов (так называемых кредитных часов). Среди них примерно 70% кредитных часов — по обязательному перечню дисциплин, а 30% дисциплин — по выбору студента. При этом дисциплины по выбору могут быть никак не связаны с избранной специальностью.
В свою очередь, каждый преподаватель сам по итогам курса получает оценки от студентов — они анонимно заполняют специальные оценочные формы, где должны дать письменную характеристику деятельности преподавателя (результативности и эффективности его работы, умению контактировать со студентами, способности развивать интерес студентов к обучению, расширять их кругозор, полезность курса для будущей работы студентов и т.д.). От студенческих оценок в немалой степени зависит, будет ли тот или иной преподаватель аттестован на очередной срок и на какой период с ним будет заключен очередной контракт.
Немалую роль в учебном процессе играет участие студентов и аспирантов в исследовательских работах, проводимых в университете. Это позволяет приобщать студентов к самым последним достижениям науки буквально с третьего-четвертого года обучения. Участие аспирантов и старшекурсников в научной работе вместе с известными учеными способствует поддержанию дружеской, достаточно неформальной атмосферы среди профессоров и студентов, повышает заинтересованность последних в учебе.