Говоря о недостатках американской системы образования, нельзя не упомянуть о проблемах средней школы. Следует иметь в виду, что американская средняя школа по ряду параметров отличается от многих зарубежных систем среднего образования, в том числе от российской.
Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некоей «системе» среднего образования в стране — столь заметны, могут быть различия в программах, требованиях и методах обучения в различных регионах и школах страны. Здесь нет единых образовательных программ и стандартов, нет единых источников финансирования; помимо различных государственных органов на всех уровнях — федеральном, штатном и особенно местном, в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса и общественных организаций, родители.
Традиционно именно на местном уровне — причем не чиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а также школьными советами реально принимаются основные решения о том, чему и как учить детей.
Таким образом, можно говорить о чрезвычайно многообразной и сложной системе организации среднего и начального образования в США, имеющей как свои несомненные плюсы, так и многочисленные минусы. И если к достоинствам такой системы относятся именно ее многообразие и учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам — отсутствие единых образовательных стандартов, часто поверхностные знания, особенно в естественных и точных дисциплинах.
Недостатки среднего образования, прежде всего бесплатных государственных школ (а их более 90% общего количества школ в стране), зачастую вынуждены исправлять высшие учебные заведения, уделяя немало времени на первых курсах обучения усвоению базовой школьной программы.
Главное направление школьной реформы в начале XXI в. — улучшение качества образования, совершенствование подготовки педагогических кадров, изменение содержания образования в сторону расширения академической части и сокращения узкопрофильной подготовки, повышение технической оснащенности школ на базе современной информационной техники и, прежде всего, компьютеров.
Все большее внимание уделяется в США детям с физическими и умственными недостатками. До принятия в 1975 г. специального закона об оказании таким детям всесторонней материальной, медицинской помощи и содействии в получении образования около 1 млн. таких детей не имели возможности посещать школу. Уже в 1986 г. 26% из них посещали школу, а к концу 90-х гг. эта цифра возросла до 46%. Ассигнования на образование детей с физическими и умственными недостатками возросли с 3 млрд. долл. в 1993 г. до 10,6 млрд. долл. в 2006 г.
Таким образом, можно констатировать, что США пытаются сохранить те явные преимущества в системе образования, которыми они обладают, преодолеть имеющиеся проблемы и найти ответы на возникающие вызовы.